Восстановление речи после инсульта: все способы

Геморрой

Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

С инсультом сталкиваются чаще всего пожилые люди, т.к. изменения в организме, связанные с его старением, приводят к нарушению кровообращения. Одним из самых распространенных симптомов повреждения сосудов в мозге является частичная или полная потеря способности разговаривать, что сопровождается параличом, когда начинают отниматься части тела, сбоем координации движения, а также яркой головной болью.

Механизм

Нарушения речи называются афазией, которая по МКБ имеет код R47.0. Они могут происходить как при ишемическом или геморрагическом инсульте, так и при микроинсульте. Повреждение сосудов приводит к гибели клеток речевого отдела, отвечающего за передачу сигналов от мозга. Такое возможно только при кровоизлиянии в левом полушарии.

Афазию разделяют на несколько видов, которые определяют степень нарушений, связанных с речевым аппаратом. От них зависит успешность будущего лечения. Всего существует 5 видов:

  • Моторная. Происходит при поражении центра Брока, находящегося в третьей мозговой извилине. У больного наблюдаются проблемы с произношением слов или предложений, он может выговаривать только звуки или несвязные слова, но его слух при этом сохраняется.
  • Сенсорная. Причиной такой афазии становится повреждение одноименной речевой зоны, которая расположена в центре Вернике. Пострадавший перестает понимать речь окружающих, а сам начинает произносить слова несвязно и без какого-либо смысла.
  • Амнестическая. При амнестической афазии кровоизлияние может незначительно поражать несколько участков мозга. Больной нормально общается, не имеет проблем с чтением и слуховым восприятием, но зачастую забывает названия известных ему вещей, из-за чего испытывает серьезные затруднения в процессе беседы и не может подобрать правильное слово.
  • Семантическая. Афазия такого типа вызвана поражением зоны мозга, расположенной в точке соединения темени, виска и лба. Человек страдает от ухудшения понимания словосочетаний, не воспринимает разницу в словах, выражаемую предлогами или окончаниями, не разбирает сложных речевых конструкций.
  • Тотальная. При обширных инсультах у больного развивается афазия тотального типа. Она характеризуется полным отсутствием речи, а также непониманием больным того, что говорят другие люди.

Некоторые пациенты с легкой афазией могут восстановиться самостоятельно, но при тяжелых нарушениях лечение является обязательным.

Прогноз

При афазии очень важно своевременно начать лечение. Избавиться от нарушений речи при инсульте можно всем пациентам, но заниматься этим следует в первые несколько месяцев после инсульта. Затягивание будет замедлять будущий процесс реабилитации, а также снижать шансы на полный возврат речевых навыков.

Во время лечения афазии нельзя забывать об основном восстановлении, которое подразумевает прием различных лекарств и соблюдение строгого режима дня. Если этим не заниматься, то риск перенести повторный инсульт будет расти, а шансы на выздоровление значительно уменьшатся. При этом важно понимать, что период восстановления будет длиться долго, а относиться к нему нужно очень серьезно.

Правила лечения

Восстановить речь получится только в том случае, если строго придерживаться особых правил реабилитации и лечения. Они направлены на повышение эффективности всей терапии, а также снижение риска развития осложнений.

Какие условия нужно соблюдать:

  1. Выполнять все рекомендации врача.
  2. Заниматься с логопедом, выполнять домашние упражнения.
  3. Исключать стрессы, обеспечивать комфортную обстановку.
  4. Позитивно относиться к лечению, не сомневаться в результате.
  5. Общаться с близкими.
  6. Проводить больше времени на свежем воздухе, ограничивать нагрузку.
  7. Следить за питанием, не употреблять вредную пищу.

Близкие люди должны проявлять понимание к больному. Очень важно, чтобы они разговаривали с ним простыми предложениями, давали больше времени для ответа, а также активно участвовали в процессе реабилитации.

Разработкой плана лечения должен заниматься квалифицированный врач. Только так удастся добиться значительного результата за короткий срок. Когда больной будет выписан из больницы, ему назначат прием специальных медикаментов и прохождение процедур, направленных на восстановление речи и здоровья. Терапия должна быть комплексной, при этом в ней важно участие родственников больного, т.к. поддержка близких имеет очень большое значение для реабилитации.

В современной медицине нет специальных препаратов, которые помогали бы возвращаться речевой функции при лечении таблетками. Тем не менее врачи очень часто назначают больным препараты, направленные на улучшение кровотока. Они нормализуют работу всех нервных окончаний, что положительно сказывается на способности произносить слова. При правильном их употреблении проблемы начинают постепенно пропадать, а четкость и громкость голоса повышаются.

Дополнительно могут назначить лекарства для стимуляции работы мозга, которые также укрепляют память и повышают внимание. Все это приводит к значительному улучшению здоровья. Однако этого недостаточно, чтобы полностью вернуть речь человеку.

Наиболее популярные препараты:

  • «Семакс»;
  • «Церетон»;
  • «Цераксон»;
  • «Мексидол»;
  • «Нейромидин».

Восстановление речи после инсульта: все способы

Указанные лекарственные средства могут заменяться аналогичными, а также дополняться другими препаратами. Необходимость их приема определяется лечащим врачом.

Народные методы

Для избавления от заторможенности речи и ее нормализации могут применяться народные средства. Наиболее эффективны отвары из шишек, ягод калины, можжевельника, чабреца, а также шалфея. Готовить их нужно путем заваривания в кипятке и настаивания в течение 20-30 минут. Восстановление речи после инсульта в домашних условиях такими средствами должно быть осторожным, т.к. некоторые люди могут столкнуться с негативными последствиями, связанными с индивидуальной непереносимостью компонентов отвара.

Также допускается заваривание более сложных напитков. Они улучшают состояние больного и помогают в лечении утраты речевых функций. Эффективны следующие смеси:

  1. Листья подорожника, тысячелистника, зверобоя.
  2. Агримония, календула, плоды шиповника.
  3. Грецкий орех, ягоды земляники, листья очанки.

Перед приемом подобных напитков рекомендуется проконсультироваться с доктором, чтобы добиться максимального эффекта и избежать неприятных последствий.

Другие методы

Лечить афазию можно не только с помощью медикаментозных и народных средств. Хорошие результаты показывают также другие методы. Целесообразность их применения определяется индивидуально. Большинству пациентов назначают хотя бы один из них.

Популярные методы:

  • Лечебная физкультура. Помогает при параличе мышц, ответственных за речевые функции. В большинстве случаев ЛФК показывает высочайшую эффективность.
  • Физиотерапия. Массаж помогает расслабить мышечные ткани и улучшить кровоток, что важно после инсульта.
  • Иглоукалывание. Такой метод применяется при коррекции артикуляции и нормализации речи. Особенно эффективно при моторном типе афазии.
  • Функциональное биоуправление. Метод показывает хорошие результаты по улучшению речевых функций и заключается в визуальном контроле мышечных тканей, связанных с произношением слов.
  • Работа с психотерапевтом. Занятия со специалистом помогают быстро нормализовать состояние психики, что очень важно при восстановлении после инсульта, которое сопровождается афазией.
  • Хирургическое вмешательство. Операции для восстановления речи проводятся очень редко. Их целью является соединение речевого центра со здоровым участком мозга. Но речь у больного после этого остается невнятной и прерывистой, что делает способ менее популярным.

Особенно важны для лечения афазии специальные занятия с логопедом и выполнение домашних упражнений. Они позволяют восстановиться максимально быстро без каких-либо осложнений.

Виды нарушения речи после инсульта

Логопед

Частичная или полная утрата речевых функций возникает из-за повреждения и отмирания клеток мозга, ответственных за восприятие, распознание, воспроизведение речи. Это прежде всего нейроны зон, которые носят имена двух ученных – Карла Вернике, Поля Брока.

После инсульта проявляется в виде афазий различного типа:

  • Динамическая – больной не может произнести мысленно задуманную фразу. Вместо нее получается поток слов, несвязанных между собой. Понимание при этом не нарушено. Невозможность высказываться расстраивает, демотивирует многих пациентов.
  • Эфферентная моторная (афазия Брока) – невозможность бегло разговаривать. Человек часто зацикливается на одной фразе, не может произнести отдельные звуки, произношение отдельных слов растянуто. Предложения получаются очень примитивными, напоминающими телеграммы. Способность понимать смысл обычно не нарушено.
  • Сенсорная (афазия Вернике) – самый тяжелый тип афазии, связанный с нарушением восприятия. Больной не идентифицирует звуки как родную речь. Ему кажется: все вокруг внезапно начали разговаривать на иностранном языке. Легкая форма нарушения проявляется сохраненным восприятием простых предложений, непониманием сложных.
  • Афферентная моторная – к ней относятся нарушения артикуляциями. Больному сложно контролировать мышцы лица, языка, губ, щек, горла из-за чего слова получаются невнятно. Человек может путать произношение звонких, глухих звуков (лоб-лоп) или порядок отдельных букв (клан-лкан).
  • Амнестическая – доставляет наименьший дискомфорт. Пациент забывает некоторые слова, но может объяснить их значение. Например, вместо «ложка» произносит «столовый прибор, которым едят суп».

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Народные средства

Восстановление речи после инсульта: все способы

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр.

Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт.

Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией.

Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

Восстановление речи после инсульта: все способы

Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е.

после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего.

После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

Как восстановить речь после инсульта: способы и методики

Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях.

В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение.

Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык).

Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

  • Инсульт: 9 интересных фактов о недуге
  • Как улучшить и сохранить память
  • 8 мифов об арт-терапии

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже.

Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Применение пения

Как восстановить речь после инсульта: способы и методики

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Оцените статью
Медицинский портал